Трансильвания между османами и габсбургами (1541-1690 гг.)

Трансильванское княжество, став вассалом Турции, вошло в систему подвластных султану территорий. Юридически Трансильвания сохраняла внутреннюю автономию. Власть в стране осуществлялась князем с помощью совета, состоявшего из представителей трех трансильванских «наций» (венгерского дворянства комитатов, секейской знати, патрициата саксонских городов) и дворян комитатов Парциума.

Влашская верхушка политической власти не имела, за исключением некоторых представителей знатных мадьяризировавшихся родов. Представители тех же сословий господствующего класса заседали в Государственном собрании, которое было призвано обсуждать и решать все важнейшие вопросы внутренней и частично внешней политики княжества.

Согласно атнаме (указу) султана Сулеймана от 1566 г., за Государственным собранием было закреплено право избрания князя с последующим утверждением Портой. Трансильвания должна была выплачивать Турции ежегодную дань — харадж, посылать султану и его сановникам по разным поводам дары — пешкеши, поставлять Порте продовольствие, оказывать ей помощь войсками.

Однако очень скоро Турция стала нарушать автономию княжества. Начиная со времени Иштвана Батори (1571-1586) султан все чаще вмешивался в выборы князя, навязывая Государственному собранию угодную ему кандидатуру.

Находясь в орбите интересов Порты, трансильванские князья не могли в полной мере реализовать свои внешнеполитические прерогативы и вынуждены были подчиняться султану. Постепенно росли и обязательства княжества перед Портой.

В 1541 г. харадж был установлен в размере 10 тыс. золотых, а в 1661 г. его сумма возросла до 40 тыс.