Усиление влияния порты в валахии в XVI в

Начавшаяся после смерти Нягое Басараба (1521 г.) борьба боярских группировок за власть в Валахии позволила Порте укрепить свое влияние в княжестве. Воспользовавшись обращением сына Нягое Феодосия за помощью к султану, в Валахию вступили войска никопольского паши Мехмедбея, который стал вводить в стране турецкую администрацию, стремясь превратить княжество в пашалык, в надежде получить его в свое управление. Хозяйничанье Мехмедбея в Валахии встревожило Венгрию.

Король Лайош II через трансильванского воеводу Яноша Запольяи стал поддерживать соперника Феодосия Раду Афумаца.

Тогда и Порта, чтобы не допустить усиления венгерского влияния, решила признать Раду валашским господарем.

В декабре 1524 г. он прибыл в Стамбул и признал султана своим сюзереном, согласившись на увеличение дани с 12 до 14 тыс. дукатов.

После поражения при Мохаче (1526 г.) и распада королевства Венгрия Дунайские оказались прямо или косвенно втянутыми в борьбу между Османской империей и австрийскими Габсбургами. Господари стремились использовать соперничество двух империй в своих политических интересах.

Раду Афумац в целях укрепления своей власти попытался заручиться помощью Габсбургов. Это стоило ему жизни — бояре, проводившие политику соглашательства с султаном, организовали в 1529 г. заговор.

Султан активно использовал борьбу боярских группировок в княжестве для устранения неугодных господарей. За прогабсбургские акции поплатились престолом Моисей Водэ (1529-1530), Влад Винтила (1532-1535), Раду Паисий (1535-1545) и другие господари.

В ходе бесконечных феодальных усобиц среднее и мелкое боярство выступало за усиление княжеской власти, а крупные бояре — против централизации. Господарь Мирча Чобану (1545-1559, с перерывами) пытался ограничить власть крупного боярства.