Круг буржуазно-демократических реформ

Неизбежной борьбы между собственниками, в ходе которой одни всплывают наверх, превращаясь в крупных капиталистов, а другие идут на дно, разоряясь и пролетаризируясь, он не замечал. Уже в дни подготовки к выступлению обрисовалось три течения в революции: революционно-демократическое, сравнительно немногочисленное, возглавляемое Н. Бэлческу; либерально-радикальное, самыми яркими представителями которого выступали братья Ион и Думитру Брэтиану и Константин Росетти; умеренно-консервативное, к которому примыкал пользовавшийся большим весом Ион Элиаде-Рэдулеску.

Программа, предусматривавшая широкий круг буржуазно-демократических реформ, явилась итогом соглашения между течениями. Отсюда — недомолвки и сглаживание острых углов (например, в документе умалчивалось, будут ли «широкие выборы» всеобщими, ничего не говорилось о размерах крестьянских участков и условиях выкупа земли).

И. Элиаде принадлежала преамбула к программе, которая (со ссылками на небесное провидение) содержала призыв к миру и любви между классами.

9 июня 1848 г. программа была оглашена перед толпой крестьян в селе Ислаз (Олтения) и с тех пор вошла в историю под названием Ислазская прокламация. Через два дня восстал Бухарест. Революция свершилась. Склонный видеть события в розовом свете, К. Росетти прославлял будто бы наступившее всеобщее братство: «Бояре, священники, торговцы, ремесленники — все обнимаются, кричат и плачут от радости, п нет человека в Бухаресте, который не участвовал бы в общем торжестве». И все это якобы происходило «в обстановке глубокого спокойствия», когда «собственность священна для всех». Иллюзии Росетти насчет наступившего всеобщего братства быстро рассеялись. Реакционеры-бояре организовали два заговора, подавленные лишь благодаря энергичному вмешательству народа. 19 июня 1848 г. полковники И. Одобеску и И. Соломон с двумя ротами солдат захватили резиденцию правительства.