Культура трансильвании

Молдавские церкви отличает своеобразие внешнего оформления. В XV в. оно достигалось применением в наружной отделке цветных изразцов и чередованием каменной и кирпичной кладки, а в XVI в. украшением внешних стен храмов цветными фресками (монастыри Воронец, Молдовица и др.). В XVII в., как и в Валахии, в оформлении храмов начинает применяться резьба по камню (церкви монастырей Трех Святителей и Драгомпрны).

По сохранившимся росписям церквей и иконам можно судить мастерстве молдавских живописцев. В иконописи Молдавского княжества сказалось влияние русского искусства.

Оно проникало сюда не только благодаря привозимым из России иконам, его проводниками были также и сами русские иконописцы, в княжество господарямн для оформления отдельных храмов, например церкви Трех Святителей в Яссах.

Большого мастерства достигло искусство молдавской миниатюры. Образцом его является миниатюрное изображение Штефапа Великого, выполненное монахом Хуморского монастыря Ни копимом.

В XVII в. своими миниатюрами прославился Анастасий Крпмкович. Искусство молдавского ковроделия и художественной вышивки высоко ценилось во многих странах; ковры и вышитые изделия вывозились, в частности, в Россию.

Для письменной культуры влашского населения Трансильвании IX-X вв. также было характерно распространение византийской религиозной литературы в славянских переводах, что объясняется наличием здесь славянского населения и распространением восточно-христнанского вероучения со славянским богослужением.

С освоением венграми территории Трансильвании в X в. и поселением тут в XII-XIII вв. секеев и саксов трансильванская культура становится культурой всех населявших ее народностей.

Принятие венграми католичества обусловило развитие на территории Трансильвании феодальной культуры, облеченной в латинскую форму.