Венгерские войска в Трансильвании

Венгрия оставалась последним очагом разгоревшейся в 1848 г. европейской революции. Умом мыслителя, душой революционера Бэлческу понимал и величие развертывавшихся перед ним событий, и трагизм вспыхнувшей вражды: «У меня сердце разрывается, видя, какую прекрасную роль играют наши соперники — венгры, роль, которая, как мы надеялись, предназначалась румынам. Хоть бы мы приняли в этом какое-то участие, хоть бы один румынский стяг развевался на полях битв, где решается судьба свободы в Европе».

Бэлческу проявил большое упорство, немалый дипломатический такт и личное мужество, добиваясь примирения и установления сотрудничества между мадьярскими революционерами и руководителями румынского национального движения. Он встретил понимание у генерала Юзефа Бема, командовавшего венгерскими войсками в Трансильвании.

Руководитель румынских повстанцев в области Рудных гор, или «король гор», как его называли, Аврам Янку тоже стремился положить конец кровавой резне.

Обращаясь к «братьям-венграм», он писал: «Природа поместила нас в одном краю для того, чтобы мы вместе возделывали эту землю, обливаясь потом, и вместе вкушали сладость плодов ее». В ожидании итогов переговоров Янку прекратил партизанские действия.

После долгих хлопот Бэлческу подписал с руководителем венгерской революции Лайошем Кошутом «Проект примирения», которым венгерское правительство признавало употребление румынского языка в администрации и суде, преподавание на этом языке в школах Трапсильванпи и предоставляло амнистию повстанцам.

Особым актом предусматривалось создание румынского легиона в рядах венгерской армии.

Но было уже поздно. Венгерская революция доживала последние дни. 23 августа (4 сентября) 1849 г. ее армия капитулировала под Ширпей (Вилагошем) перед царскими войсками И. Ф. Паскевича.

Вскоре после этого были разоружены румынские легионы, случайные союзники Габсбургов.